Четверг, 2024-05-16, 11:03 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Яблучанской Оксаны Николаевны

Категории раздела
Темы [17]
Различные темы "topics"
Доклады [3]
Всевозможные доклады на различных мероприятиях
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады

Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе исследовательской работы над проектом

Активизация   познавательной деятельности учащихся в процессе исследовательской работы над проектом (по программе "Intel. Обучение для будущего”)

Следует отметить, что организация познавательной деятельности является центральным компонентом как отдельного урока, так и учебно-воспитательного процесса в целом. Ведущие познавательные процессы – мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих процессов происходит формирование знаний, интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач. 

Цель: передача опыта  по использованию метода проектов с привлечением широкого спектра возможностей современных компьютерных технологий и Интернет-ресурсов.

Существуют некоторые отличия технологии «метод проектов» в традиционном ее понимании от проектной методики по инновационной программе.

Известно, что в основе метода лежит самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, направленная на решение определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для них и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Особенность программы «Интел» в том, что она не только обучает информационным технологиям, но и помогает учителю эффективно использовать их в учебном процессе. Заложенные в программу образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, являются основами личностно-ориентированного развивающего обучения и значительно расширяют возможности проектной деятельности. Работа в проекте дает школьникам компьютерную грамотность, учит делать выбор  и принимать решения, формирует навыки работы в команде, одним словом, развивает у них качества, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.

Основное отличие от традиционного метода заложено в самом названии программы. Компания «Интел» к образованию отношения не имеет, но является мировым лидером в производстве компьютерных процессоров. А поскольку результатом любой проектной деятельности должен быть некий ПРОДУКТ, то, по требованиям, «Интел», он не может иметь никакого другого вида, кроме электронного. (Хотя недавно это могли быть плакаты, стенгазеты, творческие альбомы, выпущенные учениками).

В настоящее время программа реализуется в России, Бразилии, Китае, Мексике, Египте, Индии, Израиле, Турции.

Вместе со своими учениками я разработала три проекта (буклет одного из них есть в папках с раздаточным материалом).

О работе над проектом с учащимися 9 класса я постараюсь рассказать как можно подробнее и продемонстрирую результаты нашей деятельности в видеозаписи.

Учебно-методический проект: (презентация)

Health is the greatest wealth
  (an English proverb)

Автор проекта: учитель английского языка МОУ СО школы № 22 г. Ельца Яблучанская Оксана Николаевна

О ПРОЕКТЕ

Учебный предмет- английский язык.

Участники проекта- учащиеся 9 класса.

В проекте  собраны результаты  работы по исследованию проблемы сохранения здоровья на английском языке.

Проект ориентирован на действующие учебные программы и может быть интегрирован в рамках учебного процесса с уроками экологии, природоведения, биологии.

Учащиеся провели множество исследований,  оформленных в виде презентаций и буклета, в которых всесторонне рассмотрели проблему распостраненности вредных привычек среди молодежи, проблему загрязненности окружающей среды и ее влияния на здоровье человека, предложили свои методы сохранения здоровья подростков, пропагандируя здоровый образ жизни.

Провели опрос среди учащихся  школы, проанализировали и оформили результаты в виде диаграммы.

Цели, которые были поставлены перед началом работы над проектом:

Дидактические цели:

Развитие речевых умений и совершенствование коммуникативных навыков уч-ся. Расширение словарного запаса по теме.

Методические цели и задачи:

Способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности: критического и креативного мышления, воображения уч-ся, повышению компьютерной грамотности, формировать навыки работы в команде.

Основополагающий вопрос:

Is it easy to be healthy? Легко ли быть здоровым? От корректной постановки основополагающего вопроса во многом зависит успешность всего проекта. Это довольно сложная мыслительная и творческая работа учителя, поскольку в нем должна заключаться проблема всей темы или раздела,  он не должен иметь однозначного ответа, который можно найти в учебнике, иначе не будет являться предметом исследования. По специфике нашего предмета мы не можем предъявить его учащимся на первом же уроке изучения темы, не проведя предварительную работу по формированию и совершенствованию лексических и  навыков.

Здесь я использовала традиционные приемы введения новой лексики, например такие слова и словосочетания, как drugs, obesity, physical inactivity допускают прием одноязычного толкования. А словосочетания rich fibred food, hole meal bread семантизировались путем перевода на родной язык. Многие слова были самостоятельно поняты уч-ся при работе с текстом учебника, предъявленным с целью развития антиципации (языковой догадки).

После предъявления основополагающего вопроса учащимся методом беседы, которая преследовала также и цель совершенствования лексических навыков, я выяснила позицию детей по отношению к этому вопросу. Согласно их отношению к данной проблеме они разделились на группы (по 5 человек) и получили задание выдвинуть гипотезы в подтверждение своего однозначного ответа  "yes”\ "no”. Согласно этим гипотезам впоследствии были сформулированы проблемные и частные вопросы, на которые предстоит ответить каждой из групп.

Проблемные и частные вопросы:

  1. How does modern environment influence our health?
  2. Why do teenagers smoke?
  3. What do we usually eat? Is it always helpful for our health?
  4. Can we keep and improve our health by ourselves? 

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ, распределение учебного времени  (подробную схему деятельности учителя и учащихся вы можете найти в папках с раздаточным материалом, т.к. не на всех этапах буду останавливаться подробно)

урок 1:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка проблемы.

уроки 2-4:

  • Деление на группы.
  • Выдвижение гипотез.
  • Определение названия.
  • Обсуждение алгоритма работы и методов исследования каждой группы.

уроки 5-12:

  • Самостоятельная работа учащихся в группах.

уроки 13-17:

  • Подготовка презентаций по отчету.
  • Промежуточные результаты.

урок 18:

Защита полученных результатов и выводов.

Оппонирование.

Оценивание.

Такого рода проекты называются долгосрочными. Может показаться, что слишком большое количество часов отведено на самостоятельную работу. Это не так, потому что работа над проектом не подменяет учебный процесс и прохождение программного материала. Поэтому на этом этапе я продолжала  работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических умений, развитием навыков аудирования, чтения с различной стратегией и т.д. Но именно из традиционной работы с учебником участники групп смогли почерпнуть большую часть информации для решения проблемы, поставленной перед группой в целом и каждым из них (один отвечает за проблему питания, другой – за вредные привычки и т. п.). Регулярно анализируя промежуточные результаты каждого ученика, я прибегала и к индивидуальной форме работы при возникновении трудностей языкового характера.

Но информации оказалось недостаточно. И тогда я предложила учащимся использовать следующие методы исследования: наблюдения из собственной жизни, метод анкетирования или опроса других учеников с последующим анализом опроса и составлением диаграммы, метод поиска дополнительной информации на родном языке, и, наконец, поиск в сети Интернет.

Школа и дом современного школьника становятся своеобразными информационными центрами с доступом к мировой информации через сеть Internet. Для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать эту информацию и сами принимать решения о том, что для них сегодня важно, а что нет. Они должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который обрушивается на них со всех сторон при попытке найти решение какой-либо проблемы. Таким образом, работа в сети эффективно развивает критическое мышление учащихся. (Примеры о пользе кофе и марихуаны). В Интернете уч-ся нашли большое количество иллюстративного материала к своим презентациям, и началась работа над предпоследним этапом непосредственной практической подготовки к защите проекта. Уроки проводились только в компьютерном классе: учащиеся готовили презентации, макетировали буклет. Результаты их работы отражены в защите проекта.

Перед показом видеозаписи хотелось бы добавить несколько слов о роли учителя в работе над проектом. Методические особенности моей деятельности как учителя существенно меняются при использовании информационно-коммуникативных средств по сравнению с традиционным обучением. Главной моей компетенцией становится роль консультанта, помощника, а не транслятора знаний. Существуют следующие режимы технологических парадигм: репродуктивный («следуй за мной»), интерактивный («делай со мной»), развивающий («делай сам»). Последний режим работы учителя превалирует в проектной методике. Я подсказывала детям источники информации, направляла их мысль  в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате мои ученики самостоятельно и в совместных усилиях решили проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Поэтому в видеозаписи я не фигурирую как учитель. Моя работа закончилась на последнем этапе перед защитой проектов.

Для соблюдения принципа коммуникативности на уроке учащиеся получили установку не быть пассивными слушателями, а обязательно задать вопросы выступающим, поинтересоваться дополнительной информацией, оценить работу группы не только по содержательности, но и на предмет ошибок в речи. Прошу вас в процессе просмотра заполнить бланки критериев оценивания деятельности учителя и учащихся, поскольку ваше мнение очень важно для нас и необходимо для объективного осмысления и анализа собственной деятельности (рефлексии).

ВИДЕО 1.

Очень эффективным оказался прием анализа и исправления ошибок: показ видеозаписи самим учащимся. Я убедилась, что этот прием формирует у них навык самоконтроля и объективной самооценки, поскольку большинство из них услышали и исправили свои ошибки самостоятельно.

Противоположное мнение на этот вопрос имеет другая группа, условно называющая себя «оптимисты».

ВИДЕО 2.

Результатами деятельности группы стала не только сопроводительная презентация, но и буклет.

Последним немаловажным продуктом проекта является его веб-сайт. Он заключает в себе всю информацию о  работе учителя, учащихся и результатах проектной деятельности. Как правило, создается учителем (реже учащимися) с целью последующего размещения в сети Интернет. Создавать сайт рекомендуется на русском языке, поскольку информация должна быть понятна и доступна не только для учителей английского языка. Первая и вторая страницы посвящены описанию проекта, последняя – об авторах. С этой страницы можно просмотреть материалы проекта.

Работая с компьютером, ученики не только применяют умения, приобретенные на уроках информатики, но и открывают для себя что-то новое. Учащиеся наблюдали, как я обрабатывала видеоматериалы защиты проекта в незнакомой для них программе (Movie Maker). Двое из них изъявили желание создать свой видеоролик, тем более, что иллюстративного материала, который не нашел своего применения в презентации, было предостаточно. Таким образом, на последнем этапе проекта спонтанно образовалась инициативная группа всего из двух человек, выпустившая видеоряд о продуктах питания. Название фильма "To eat or not to eat”.

ВИДЕО 3.

Приведенный пример говорит о том, что применение информационных технологий в учебном процессе значительно повышает у школьника интерес (мотивацию) к учению. Их продукт ценен тем, что найдет свое практическое применение в моей работе: его можно использовать на уроках, применяя наглядно-иллюстративный метод введения новой лексики по теме.

Дидактические материалы учителя. Для текущего, промежуточного, итогового контроля мы часто используем тесты. Тест может иметь печатный вид, а можно провести и электронное тестирование с автоматическим подсчетом количества правильных ответов. Такие тесты интересно выполнять детям, также они значительно облегчают работу учителя. Цель данного теста: контроль знания лексики по одной из подтем проекта «Продукты питания». В качестве практического языкового этапа предлагаю вам выполнить его вместе со мной.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЯМИ.

(Примечание: создав тест однажды, в дальнейшем можно лишь изменять его содержание по своему усмотрению).

Самоанализ.

Предполагаемый результат мастер-класса: расширение знаний о проектной методике с применением информационных технологий, а также побуждение к созданию таких проектов. Для этого я использовала ряд методов: мое выступление как учителя, наглядно-иллюстративные методы (презентации, видео…), метод практической работы с тестом. Также вы получили и дидактический материал.

Выбранная мной тема бесспорно актуальна в современной России. Применять проектную методику необходимо не только с целью воспитания компетентной во всех отношениях личности, но и с целью повышения уровня владения информационными технологиями самими учителями. Не секрет, наши дети владеют компьютерами лучше нас, но направляют свою компьютерную грамотность на игры, чаты, бесцельное блуждание по Интернету. Это значит, что наша задача – встать на одну ступеньку с ними, а еще лучше, на ступень выше, чтобы их бесполезную компьютерную деятельность превратить в  полезную, обучающую и развивающую их самих.

Категория: Доклады | Добавил: OksanaYabl (2010-01-30)
Просмотров: 3186 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Форма входа
Переведи слово
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz