Пятница, 2025-01-31, 7:10 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Яблучанской Оксаны Николаевны

Категории раздела
Темы [17]
Различные темы "topics"
Доклады [3]
Всевозможные доклады на различных мероприятиях
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады

Православное воспитание в школу

Православное воспитание в школу

Православное воспитание - это формирование христианской жизни, которая возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и усилий самого человека, направленных на его духовное совершенствование. Православие  в современных условиях является созидателем и хранителем лучших традиций русской культуры, духовно-нравственных ценностей русского общества, содержательно-смысловых основ русского воспитания. Поэтому так важно восстановить, укрепить и совершенствовать традиционное российское воспитание, построенное на основе Православия, без него оно лишается своих корней, своего фундамента.

Сущность православного воспитания, его цель, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви. По мысли святого Климента Александрийского (Климент Александрийский, знаменитый Отец Церкви, живший в Александрии в середине II - начале III вв., по праву считается одним из создателей христианской философской доктрины. По некоторым данным, именно им было основано первое в истории христианское учебное заведение, Катехизаторская школа, та самая, которую впоследствии возглавил знаменитый христианский мыслитель и апологет Ориген), Иисус Христос есть истинный Педагог и Воспитатель всего человечества. Он даровал вечный идеал для воспитания; каждый человек должен стремиться к Богоуподоблению.

Первородный грех внес в природу человека повреждение, которое отразилось на всех свойствах и способностях души. В связи с этим православное воспитание направлено на восстановление истинной природы человека, всестороннее его развитие и не ограничивается только душой или телом, но охватывает все свойства и способности человеческие, включая образование ума, воли, сердца. Духовное воспитание должно начинаться буквально с первых дней жизни ребенка.

Святитель Илларион, митрополит Киевский  (Первый из священном учеников Русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир в миру именовался Василием Никифоровичем Богоявленским), преподобные Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, Игнатий Брянчанинов, преподобный Серафим Саровский, святитель Феофан затворник, преподобный Амвросий Оптинский, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и другие отцы и учителя Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами своего времени, много рассуждали в своих трудах о проблемах православного воспитания. Процитирую некоторых из них.

Святитель Иоанн Златоуст (347-407) в своих трудах раскрывает значение религиозно-нравственного направления в воспитании и доказывает, что даже и научное образование не может иметь никакого смысла, если оно не будет проникнуто религиозно-нравственным характером. Высочайший образец педагогической деятельности он также видит в примере Иисуса Христа, который снизошел к человеку именно для того, чтобы возвести его к Себе. Какие советы Иоанн Златоуст дает воспитателю?

«Старайтесь не о том, чтобы образовать искусного оратора, но воспитывать ребенка в духе христианской   мудрости. Строгое поведение требуется, а не умение хорошо говорить, нравственность, а не сила речи; дела, а не слова».

Хотелось бы привести слова святителя Тихона Задонского о том, что детский возраст схож с молодым деревом, которое должно быть приведено к опоре, и тогда никакие бури «не исторгнут его из земли». (Опора эта – православное воспитание).

В православной педагогике духовно-нравственное воспитание пронизывает весь образовательный процесс и служит основой для формирования мировоззрения. Основы его лежат в Библии.  Святитель Филарет (Дроздов) утверждает, что православное воспитание- воспитание благочестия, то есть педагог должен научить ученика не только знать, но и жить по христианским заповедям.

Православие на первое место выдвигает жизнь в соответствии с  десятью христианскими заповедями. Поэтому на них остановлюсь подробнее.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет в интернете данные о том, какие из десяти христианских заповедей лучше всего известны современным россиянам.

Из десяти заповедей, принятых в христианстве, наиболее известные среди россиян, которые смогли ответить на вопрос «назовите 10 заповедей-предписаний, принятых в христианстве», - «не убей» (56%) и «не укради» (52%), а также «не прелюбодействуй» (25%).

Реже вспоминают про заповеди: «почитай родителей» (13%), «не сотвори себе кумира» (8%) и «не желай имущества ближнего своего» (7%).

Наименее известны респондентам предписания: «не произноси имени Господа всуе» (3%), «Бог един» («Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» - 2%), «седьмой день - выходной - посвящай Богу» (2%).

Часть опрошенных относит к десяти заповедям и иные предписания: «будь добрым, милосердным к другим, возлюби ближнего своего» (15%), «живи по совести, не греши» (7%). Как правило, женщины осведомлены о заповедях лучше, чем мужчины (не смогли назвать ни одной 40% мужчин и 28% женщин).

Респонденты среднего и старшего возраста - лучше, чем молодёжь 18-24 лет (31-34% и 40%) помнят заповедь «почитай родителей». Чем выше уровень образования опрошенных, тем больше заповедей они называют: не знают заповедей от 27% респондентов с высшим и незаконченным образованием до 43% с образованием ниже среднего.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19-20 апреля 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

Общий итог: не знают или не смогли вспомнить ни одной заповеди – 33% опрошенных.

Все десять заповедей назвали лишь 2% россиян. Эти данные подтверждают то, насколько и как долго уже далеки друг от друга церковь и школа. Ведь если такой опрос был бы проведен 100-200 лет назад, картина была бы совершенно иной. Думаю, православные россияне в те времена могли позволить себе не знать таблицы умножения или азов чтения, но не десяти заповедей божьих.

Подводя итог всего вышесказанного, хочу вернуться к началу своего выступления, а точнее, еще раз прочесть его название с побудительной интонацией: «ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛУ!»

Категория: Доклады | Добавил: OksanaYabl (2010-01-30)
Просмотров: 772 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Форма входа
Переведи слово
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz