Православное воспитание в школу Православное воспитание - это формирование христианской
жизни, которая возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной
благодати и усилий самого человека, направленных на его духовное
совершенствование. Православие в
современных условиях является созидателем и хранителем лучших традиций русской
культуры, духовно-нравственных ценностей русского общества, содержательно-смысловых
основ русского воспитания. Поэтому так важно восстановить, укрепить и
совершенствовать традиционное российское воспитание, построенное на основе
Православия, без него оно лишается своих корней, своего фундамента. Сущность православного воспитания, его цель, содержание и
методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви. По мысли святого Климента
Александрийского (Климент Александрийский, знаменитый Отец Церкви, живший в
Александрии в середине II - начале III вв., по праву считается одним из
создателей христианской философской доктрины. По некоторым данным, именно им
было основано первое в истории христианское учебное заведение, Катехизаторская
школа, та самая, которую впоследствии возглавил знаменитый христианский
мыслитель и апологет Ориген), Иисус Христос есть истинный Педагог и Воспитатель всего человечества. Он даровал
вечный идеал для воспитания; каждый человек должен стремиться к
Богоуподоблению. Первородный грех внес в природу человека повреждение, которое отразилось на
всех свойствах и способностях души. В связи с этим православное воспитание
направлено на восстановление истинной природы человека, всестороннее его развитие
и не ограничивается только душой или телом, но охватывает все свойства и
способности человеческие, включая образование ума, воли, сердца. Духовное
воспитание должно начинаться буквально с первых дней жизни ребенка. Святитель Илларион, митрополит Киевский (Первый из священном учеников
Русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир в миру
именовался Василием Никифоровичем Богоявленским), преподобные Сергий
Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, Игнатий Брянчанинов, преподобный
Серафим Саровский, святитель Феофан затворник, преподобный Амвросий Оптинский,
святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и другие отцы и учителя Церкви,
которые по праву считаются лучшими педагогами своего времени, много рассуждали
в своих трудах о проблемах православного воспитания. Процитирую некоторых из
них. Святитель Иоанн Златоуст (347-407) в своих
трудах раскрывает значение религиозно-нравственного направления в воспитании и
доказывает, что даже и научное образование не может иметь никакого смысла, если
оно не будет проникнуто религиозно-нравственным характером. Высочайший образец
педагогической деятельности он также видит в примере Иисуса Христа, который
снизошел к человеку именно для того, чтобы возвести его к Себе. Какие советы Иоанн
Златоуст дает воспитателю? «Старайтесь не о том, чтобы образовать искусного оратора, но
воспитывать ребенка в духе христианской
мудрости. Строгое поведение требуется, а не умение хорошо говорить,
нравственность, а не сила речи; дела, а не слова». Хотелось бы привести слова святителя Тихона Задонского о том,
что детский возраст схож с молодым деревом, которое должно быть приведено к
опоре, и тогда никакие бури «не исторгнут его из земли». (Опора эта –
православное воспитание). В православной педагогике духовно-нравственное воспитание
пронизывает весь образовательный процесс и служит основой для формирования
мировоззрения. Основы его лежат в Библии. Святитель Филарет (Дроздов) утверждает,
что православное воспитание- воспитание благочестия, то есть педагог должен
научить ученика не только знать, но и жить по христианским заповедям. Православие на первое место выдвигает жизнь в
соответствии с десятью христианскими заповедями.
Поэтому на них остановлюсь подробнее. Всероссийский центр
изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет в интернете данные о том,
какие из десяти христианских заповедей лучше всего известны современным россиянам. Из десяти заповедей, принятых в христианстве, наиболее
известные среди россиян, которые смогли ответить на вопрос «назовите
10 заповедей-предписаний, принятых в христианстве», - «не убей» (56%) и
«не укради» (52%), а также «не прелюбодействуй» (25%). Реже вспоминают про
заповеди: «почитай родителей» (13%), «не сотвори себе кумира» (8%) и «не желай
имущества ближнего своего» (7%). Наименее известны респондентам предписания:
«не произноси имени Господа всуе» (3%), «Бог един» («Да не будет у тебя других
богов перед лицом Моим» - 2%), «седьмой день - выходной - посвящай Богу» (2%). Часть опрошенных относит к десяти заповедям и иные
предписания: «будь добрым, милосердным к другим, возлюби ближнего своего»
(15%), «живи по совести, не греши» (7%).
Как правило, женщины осведомлены о заповедях лучше,
чем мужчины (не смогли назвать ни одной 40% мужчин и 28% женщин). Респонденты
среднего и старшего возраста - лучше, чем молодёжь 18-24 лет (31-34% и 40%)
помнят заповедь «почитай родителей». Чем выше уровень образования опрошенных,
тем больше заповедей они называют: не знают заповедей от 27% респондентов с
высшим и незаконченным образованием до 43% с образованием ниже среднего. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19-20
апреля 2008 г.
Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и
республиках России. Общий итог:
не знают или
не смогли вспомнить ни одной заповеди – 33% опрошенных. Все десять
заповедей назвали лишь 2% россиян.
Эти данные подтверждают то, насколько и как долго уже
далеки друг от друга церковь и школа. Ведь если такой опрос был бы проведен
100-200 лет назад, картина была бы совершенно иной. Думаю, православные
россияне в те времена могли позволить себе не знать таблицы умножения или азов
чтения, но не десяти заповедей божьих. Подводя итог всего вышесказанного, хочу вернуться к
началу своего выступления, а точнее, еще раз прочесть его название с
побудительной интонацией: «ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛУ!»
|